Протрузия диска в позвоночный канал или межпозвонковое отверстие с компрессией нервных структур.
Дегенерация диска происходит за счет механического напряжения в фиброзном кольце, что приводит к небольшим трещинам в нем. Часть(и) ядра могут выходить через эти трещины и вызывать компрессию корешков нервов или спинного мозга с соответствующей неврологической симптоматикой (радикулопатии или миелопатии).
Болезненное ограничение движения шеи с усилением болей при вытягивании.
Боль иррадиирует в соответствии с пораженным уровнем и корешком.
Поднятие рук может облегчить боль.
Мышечная слабость и снижение рефлексов соответственно пораженному сегменту.
Наиболее часто поражается уровень С6/7, затем следует С5/6.
Диагностика
КТ
МРТ
Рентгенография.
Консервативное лечение: иммобилизация, физиотерапия, лекарства. Подавляющему большинству пациентов с острой радикулопатией становится лучше без хирургического вмешательства.
Оперативное лечение. Показания:
Отсутствие эффекта от консервативной терапии с сохраняющимися жалобами, или сильная, инвалидизирующая корешковая боль.
Нарушение функции спинного мозга (мышечная слабость, шейная миелопатия)
МРТ-признаки стеноза позвоночного канала, усиление сигнала от спинного мозга.
Передняя шейная дискэктомия и фиксация с или без фиксации концов отломков кости пластиной. Решение о том, какой материал вводить в дисковое пространство, зависитот хирурга. Применение неаутологичных костных трансплантатов, гидроксиапатита или кейджов, полученных из различных материалов в различных формах (титан и т.д.) широко заменило использование аутокости.
Переднебоковая шейная секвестрэктомия.
Задняя фораминотомия и секвестрэктомия.
Передняя шейная дискэктомия и артропластика с помощью искусственных протезов дисков (существуют многочисленные варианты). Эти методы были разработаны с целью снижения грыжеобразования на соседних уровнях.
Как правило, очень хороший, 80-95% пациентов после операции выздоравливают.
Послеадекватной декомпрессии корешков происходит немедленное уменьшение боли.
Рискзаболеваемости на смежных уровнях после переднего спондилодеза является спорным (около 2,9% / год).
Термин шейный спондилез иногда используется как синоним диагноза «стеноз позвоночного канала», но подразумевает более распространенное заболевание, в том числе различные комбинации патологических изменений, таких как врожденный стеноз позвоночного канала, местный стеноз, ограниченный дисковым пространством (или протрузия диска [«мягкий диск»] или разрастание остеофитов [«жесткий диск»] и гипертрофия связок).
Шейный спондилез относится к разрастанию костных элементов, так называемому позвоночному остеофитозу, связанному с дегенеративными изменениями по мере старения позвоночника. Он считается наиболее распространенным возрастным прогрессирующим заболеванием шейного отдела позвоночника.
Спондилез, скорее всего, является конечным результатом дегенерации диска, которая присутствовала в течение очень долгого времени. Это естественный процесс, возникающий примерно у 10% лиц в возрасте 25 лет, и у 95% в возрасте 65 лет.
Боль в шее (острая, хроническая)
Радикулопатия (острая, подострая, хроническая, односторонняя, двусторонняя): чувствительная симптоматика, такая как парестезии, гиперестезии, гипералгезии, реже моторная дисфункция
Миелопатия
Обычная рентгенография (статическая и динамическая)
КТ (размер межпозвонковых отверстий)
МРТ
Миелография (широко заменена МР-томографией)
Медикаментозная терапия:
Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП)
Миорелаксанты
Анальгетики
Антидепрессанты
Антиконвульсанты
Немедикаментозное консервативное лечение:
Иммобилизация мягким или жестким воротником
Иглорефлексотерапия
Лечебная физкультура:
Тепловая терапия
Ультразвук
Тракция
Изометрические упражнения
Проприоцептивное переобучение (медленные движения шеи)
Интервенционное обезболивание:
Радиочастотная абляция
Инфильтрация дугоотростчатых суставов
Боль в шее обычно регрессирует или с лечением или без лечения в 75% случаев. Смешанные симптомы (боль в шейном отделе позвоночника, корешковые боли) значительно уменьшаются у 60% пациентов с умеренными или тяжелыми симптомами. Разницы между хирургическим и консервативным лечением в ходе трехлетнего наблюдения не выявлено.
Сужение позвоночного канала приводит к компрессии корешков нервов или спинного мозга.
Важной особенностью дегенерации диска является реакция, которой подвергается кость. Это состояние нестабильности. В попытке стабилизации, кость разрастается наружу, в результате чего появляются остеофиты. Остеофиты можно найти рядом с межпозвонковым диском и вокруг дугоотростчатых суставов. Если они появляются в местах рядом с корешками нервов или спинным мозгом,то могут вызывать компрессию этих структур.
Такие же как и при спондилезе: боль (голова, шея,плечи), радикулопатия или миелопатия и парестезии.
Обычная рентгенография в переднезадней и боковой проекции: оцениваются диаметр канала (разрастания остиофитов) и смещение (диаметр позвоночного канала у взрослых, как правило, около 17 мм; диаметр менее 12 мм должен рассматриваться как признак стеноза). Степень нестабильности, если она присутствует, может быть оценена при исследовании в дополнительных проекциях.
. МРТ: изменения сигнала спинного мозга на Т2-взвешенных изображениях.
Постмиелогафическая КТ.
Консервативное лечение: иммобилизация, физиотерапия, лекарства, см. выше
Оперативное лечение. Показаниями являются:
Отсутствие эффекта от консервативной терапии с сохраняющимися жалобами или сильная, инвалидизирующая корешковая боль
Поражение спинного мозга (слабость, шейная миелопатия)
МРТ-признаки стеноза позвоночного канала и увеличение сигнала от позвоночника
Признаки нестабильности с гипермобильностью при динамической рентгенографии, признаки сдавления спинного мозга
Оперативные методы:
Передняя шейная дискэктомия и фиксация пластинами или без них. Пластина, как правило, устанавливается, если операция затрагивает более двух уровней.
Переднебоковая фораминотомия.
Задняя фораминотомия с декомпрессией корешков.
Заднее расширение позвоночного канала после ламинопластики с использованием различных методов или без дополнительных инструментов.
Передняя шейная дискэктомия, декомпрессия позвоночного канала и артропластика с помощью искусственных протезов дисков. Эта технология была разработана для снижения грыжеобразования на соседних уровнях.
Зависит от клинических проявлений стеноза.
При наличии признаков и симптомов шейной миелопатии результат после операции не всегда положительный, но прогресс заболеванияможет быть предотвращен с помощью хирургических процедур (см. ниже).
Шейная спондилотическая миелопатия —хорошо описанный клинический синдром, который может быть вызван различными механизмами (травматическими, дегенеративными, опухолевыми или инфекционными).
Общая концепция о том, что сужение позвоночного канала вызывает компрессию спинного мозга и приводит к ишемии, повреждению и неврологическим нарушениям, в последнее время была поставлена под сомнение. Существует доказательство того, что спондилотическое сужение позвоночного канала и ненормальные или чрезмерные движения в шейном отделе позвоночника приводят к локализованным повреждения спинного мозга. Клинически значимая шейная миелопатия обычно появляется в пожилом возрасте в условиях нарастающих дегенеративных изменений, что вызывает усиливающееся давление передних и задних структур. Основой этих анатомических изменений являются дегенеративные процессы шейных межпозвоночных дисков, образование остеофитов и грануляций, утолщение желтой связки и гипертрофия фасеток в результате остеоартрита. Пациенты с врожденным стенозом подвергаются более высокому риску по сравнению с пациентами с более широким позвоночным каналом. Таким образом, при диаметре позвоночного канала менее 12 мм в сагиттальной проекции существует прямая связь с развитием миелопатии, а пациенты с диаметром позвоночного канала более 16 мм имеют более низкий риск развития заболевания.
Признаком шейной миелопатии является поражение длинных трактов !
Ощущения прохождения тока в конечностях, связанные с быстрым сгибанием/разгибанием шеи (симптом Лермитта).
Восходящее онемение в нижних конечностях при разгибании шеи.
Постепенное развитие признаков дисфункции спинного мозга с мышечной спастичностью, гиперрефлексией, нарушением рефлексов (симптом Бабинского, рефлекс Гоффмана) и клонусы.
Спастический парез в руках и мышцах предплечья.
Онемение рук с нарушением мелкой моторики.
Болезненные парестезии.
Слабость нижних конечностей.
Спастическая походка, стойка с широко расставленными ногами.
Атрофия и/или фасцикулляции.
Дисфункция сфинктеров.
МРТ (следить за изменением сигнала спинного мозга!)
Обычная рентгенография.
КТ с дополнительной двухмерной реконструкцией.
МРТ шейного отдела позвоночника, сагиттальный срез в Т2 взвешенном режиме, выявляется мультисегментарный стеноз с увеличением сигнала от спинного мозга.
Консервативное лечение: иммобилизация, физиотерапия, лекарственные препараты.
Оперативное лечение: разногласия относительно оптимальных сроков и показаний к хирургическим вмешательствам. Показаниями является прогрессирующая мышечная слабость, нарушения походки, частое мочеиспускание или недержание мочи, потеря координации кистей и нарушение навыков мелкой моторики. Выбор оперативного вмешательства, с ожидаемой наибольшей пользой для пациента, зависит от многих факторов, таких как направление компрессии, очаговое или диффузное/многоуровневое поражение, концентрическая компрессия, наличие или отсутствие нестабильности или деформации. Должны быть рассмотрены минимально инвазивные оперативные процедуры с адекватной декомпрессией спинного мозга.
— Передний доступ для декомпрессии: (мы предпочитаем передний доступ при хирургическом лечении миелопатии, особенно, если компрессия связана с нестабильностью или кифотической деформацией).
Передняя дискэктомия и фиксация (на одном или нескольких уровнях) с укреплением пластиной или без, при передней компрессии на уровне межпозвонкового диска.
Передняя шейная корпорэктомия и фиксация с использованием костного аутотрансплантанта или другого материала. Для предотвращения дислокации трансплантата проводится дополнительное усиление пластиной.
Передняя многоуровневая корпорэктомия.
— Задний доступ для декомпрессии:
Ламинэктомия (на одном или нескольких уровнях): учитывать риск деформации шеи. Существующий шейный кифоз является противопоказанием для многоуровневой ламинэктомии без последующей фиксации. В таких случаях необходимо прибегать к остеосинтезу и задней фиксации (например, имплантации винтов в латеральные массы с балками).
Ламинопластика: описаны различные методики, но многие являются модификацией техники «открытых дверей».
— Комбинированные переднезадние доступы для декомпрессии:
Показаны в случае компрессии с обеих сторон. Эти случаи почти всегда связаны с нестабильностью и поэтому после передней дискэктомии и фиксации выполняется задняя декомпрессия и фиксация. Декомпрессия изначально выполняется на стороне большей компрессии. е)
Естественное течение шейной миелопатии вариабельно. Ранние исследования указывали на прогрессирующее ухудшение неврологических симптомов при миелопатии, но сообщалось и о длительном периоде без ухудшения. В большинстве случаев первоначальное ухудшение сменяется длящимся многие годы статическим периодом. Пожилые пациенты с моторным дефицитом более склонны к развитию прогрессирующего ухудшения, а пациенты с более легким течением болезни имеют лучший прогноз. Сравнение хирургического и медикаментозного лечения пациентов с миелопатией выявило, что более благоприятный исход описывается после хирургического лечения. У пациентов с высоким интрамедуллярным изменением сигнала на Т2-взвешенных изображениях без клонусов или спастичности можно ожидать хороший хирургический результат и регресс изменений по данным МРТ, в то время как у пациентов с низким интрамедуллярным сигналом на Т1-взвешенных изображениях с клонусами или спастичностью прогнозируется менее благоприятный исход.
Аномальное окостенение задней продольной связки оценивается при рентгенографии в боковой проекции, чаще всего поражается шейный отдел позвоночника.
Окостенение задней продольной связки имеет высокую частоту встречаемости в японской и азиатской популяциях и гораздо реже встречается в Европе и США. Более высокая заболеваемость встречается среди мужчин в старших возрастных группах. Патофизиология неясна. Предполагается нарушение кальциевого обмена, но значение такого отклонения неясно. Окостенение задней продольной связки может происходить одновременно с другими гиперостотическими изменениями, такими как диффузный идиопатический скелетный гиперостоз (50%), болезнь Бехтерева (2%) и окостенение желтой связки (6,8%).
Развитие идет медленно, годами и в большинстве случаев заболевание протекает бессимптомно. Однако при появлении клинических симптомов, возможно развитие миелопатии, а у пациентов с тяжелой травмой неврологические нарушения могут возникать из-за существующего стеноза позвоночного канала.
Обычная рентгенография.
МРТ.
КТ (может быть полезной двух- и трехмерная реконструкция).
Шейная ламинопластика стала стандартным методом лечения пациентов с миелопатией в результате окостенения задней продольной связки. Тем не менее, по итогам длительного наблюдения передняя декомпрессия и фиксация дают лучший результат для регресса неврологических симптомов, чем ламинопластика у пациентов с коэффициентом компрессии больше 60%.
Молодые пациенты с непрерывным или смешанным типом окостенения задней продольной связки и вовлечением С3 подвержены риску прогрессирования окостенения задней продольной связки после операции. Хирургическое результат был значительно хуже у пациентов с коэффициентом компрессии больше 60%. Множественный регрессионный анализ показал, что наиболее значимыми предикторами неблагоприятного исхода после ламинопластики, согласно предоперационной шкале японской ортопедической Ассоциации, было окостенение холмообразной формы, послеоперационные изменения связок шеи и возраст пациента на момент операции.
Оссификация задней продольной связки на КТ.
Оссификация задней продольной связки на КТ.